Логистика на маркетплейсах: что нужно знать продавцу — Советы для женщин на все случаи

ЛЭТУАЛЬ

Логистика на маркетплейсах: что нужно знать продавцу

Форматы взаимодействия с маркетплейсом Сотрудничество продавца и площадки изначально строилось по принципу FBM (Fulfillment by Marketplace) — при таком формате за хранение и доставку отвечает сама платформа. Селлер берет на себя только работу над продуктом, доверяя дистрибуцию маркетплейсу. С развитием онлайн-торговли стало ясно, что необходимы и другие способы взаимодействия с торговыми площадками. Опытным бизнесменам с собственной логистикой не стоит выбирать тот же формат, что и начинающим селлерам с маленьким ассортиментом. Сегодня доступны несколько моделей, которые продолжают развиваться и становиться более гибкими: Fulfilment by Marketplace (FBM), Fulfilment by Seller (FBS), Delivery by Seller (DBS). Несмотря на универсальность этих схем, каждая площадка работает по-разному. Рассказываем, чем различаются эти варианты и кому подходят. Подробнее про доставку до маркетплейсов читайте тут.

FBM (Fulfillment by Marketplace)

По этой схеме товары хранятся на складе маркетплейса, и доставка осуществляется его силами. Это первичный формат взаимодействия продавцов с площадками, который сложно трансформировать, но некоторые маркетплейсы адаптируют его под себя. Кому подойдет? Начинающим продавцам, у которых еще не развита собственная логистика. У них нет склада, не организована доставка до покупателя. В таком случае проще воспользоваться услугами маркетплейса, взяв на себя только производство и продвижение.

Опытные селлеры с несколькими каналами продаж тоже прибегают к FBM — иногда собственной мощности не хватает на все маркетплейсы. У «Яндекс.Маркета» есть расширенная логистика FBM для крупных селлеров, которая работает по схеме «Витрина + упаковка» — Fulfillment by Yandex. Такой формат доступен продавцам с более 500 SKU и позволяет хранить продукцию на собственном складе, отгружая в фулфилмент-центр маркетплейса по заказу самой платформы. Сборка и доставка до конечного покупателя при этом осуществляется силами «Яндекс.Маркета». FBS (Fulfillment by Seller) Товары хранятся на складе селлера, но доставляются до покупателя силами торговой платформы. Схема отличается от площадки к площадке.

Ozon

На Ozon продавцы могут организовать собственное склад и хранить свои товары там, а отгружать заказы на ближайший сортировочный центр или в пункт приема заказов. Оттуда упакованные товары продавцов уже отправляются до конечного покупателя. Всю логистическую цепочку осуществляет Ozon Rocket, логистический сервис Ozon.

Wildberries

По FBS любые позиции можно разместить на витрине Wildberries: продавцы должны выбрать диапазон отгрузки товаров — 48/72/96 часов с момента оформления. За это время селлер обязан подтвердить заказ, собрать и доставить до ближайшего сортировочного центра. Изменить диапазон площадка пока не позволяет. Модель FBS на Wildberries выгодна селлерам — маркетплейс предлагает пониженную комиссию за использование площадки в качестве витрины — но с рядом ограничений. За несоблюдение временного диапазона доставки или ее отмену продукция облагается повышенной комиссией.

«Яндекс.Маркет»

«Яндекс.Маркет» развивает для селлеров открытие новых складов и пунктов приема заказов: в сентябре 2021 года их количество по FBS уже превысило 1000. Это значит, что схема становится доступнее. Кроме того, при работе по схеме FBS на «Яндекс.Маркете» появилась экспресс-доставка. Такси или курьер «Яндекса» забирает заказ со склада магазина и доставляет покупателю в течение 2 часов. Пока опция работает не во всех городах, но география расширяется.