Таинственный Китай: традиции и современность - Советы для женщин на все случаи

ЛЭТУАЛЬ

Таинственный Китай: традиции и современность

Таинственное искусство «ушу», пекинская опера, духи от курения и другие необычные вещи, которые в Китае считаются вполне обычными и совсем не таинственными

В одном из павильонов старинного пекинского дворца «Гугун» в начале 1988 года состоялась выставка, посвященная китайской национальной гимнастике «ушу». Были представлены работы известных ученых, посвященные этому виду спорта, археологические находки, свидетельствующие, что этому спорту не одна сотня лет. Врачи делились своими соображениями по поводу лечебного эффекта некоторых видов «ушу», в частности «тайцзицюань».

На выставке демонстрировались учебные кинофильмы, в которых прославленные мастера показывали разные школы «ушу», и фильмы художественные, в которых присутствуют все те же упражнения, демонстрирующие силу, ловкость, мужество героев.

«Ушу» занимает исключительное место в культурном наследии Китая. В ряде школ ее преподают наряду с другими дисциплинами, а всекитайские соревнования по различным видам «ушу» привлекают внимание всей страны.

В последнее время этому самобытному виду спорта становится тесно в рамках Китая, и он стремится выйти на мировую арену.

В древнем китайском городе Лояне проводятся международные соревнования по «ушу». Гимнасты многих стран: США, Японии, Канады, Сингапура, Таиланда и других вместе с китайскими спортсменами участвуют в девяти видах соревнований: упражнениях с саблей, пикой, мечом, двумя мечами, борьбе с холодным оружием и без оружия. На последних соревнованиях французский спортсмен Гернет Серж получил даже специальный приз за упражнения «танланцюань» (имитация движения богомола).

Так что же такое «ушу»? Лечебная физкультура, национальная гимнастика, вид спортивной борьбы, искусство самообороны или просто красивое зрелище?

Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Наивысшего расцвета «ушу» достигла при императорской династии Мин (1368—1644 гг.). Уже тогда существовало 16 школ этой борьбы, которые создавались, как правило, в монастырях — конфуцианских, даосских, расположенных в живописных местах — горах, долинах рек, у прозрачных озер, в непроходимых джунглях. Несколько монастырей со школой борьбы основали буддийские монахи, принесшие в Китай новую религию — буддизм. Впрочем, все эти религии довольно мирно «сосуществовали» в Китае.

Очевидно, многочасовые молитвы требовали физической и, как мы сейчас говорим, психологической разрядки. И во многих монастырях настоятели разрабатывали систему упражнений, чтобы снять физическую усталость, взбодрить дух. Они и легли в основу «ушу».

В то же время монастыри в Китае часто являлись «государством в государстве». А государство, как известно, должно было уметь себя защитить от грабителей, разбойников и прочего лихого люда. И монахи, используя упражнения «ушу», научились защищаться всем, что попадало под руку, — палкой, шестом, коромыслом, молотом, а то и просто кулаком.

«Ушу» широко распространилась по всему Китаю и даже попала в Японию, трансформировавшись в японское каратэ. Но, как правило, монахи свято берегли тайны владения «ушу». В древности был выработан даже специальный кодекс, состоящий из 10 заповедей, которые призывали использовать «ушу» исключительно в целях самообороны. Категорически запрещалось применять приемы «ушу» в корыстных целях, обижать слабых и т. п. Была выработана система условных знаков и жестов, по которым мастера, владеющие «ушу», узнавали друг друга. Это помогло избежать боевых поединков между учениками одной школы. Запрещалось также обучать приемам «ушу» «всех без разбора». На приверженцев школы «ушу» распространялись заповеди китайских религий: не пить вина, не есть мяса, уважать учителей, почитать старших и т. д.

Шаолинская школа («шаолинцюань») была, пожалуй, самой известной. Сохранившиеся до сегодняшнего дня фрески на стенах шаолинского монастыря, которому исполнилось 1500 лет, изображают шаолинских монахов, занимающихся «ушу».

По преданию, 13 монахов шаолинского монастыря спасли танского императора Тай Цзуна, используя в качестве оружия шесты из ясеня, которые они успешно противопоставили ножам, саблям и мечам противника.

Другими известными школами в Древнем Китае были школа архатов («лоханьцюань»), школа удан («удан-цюань»), школа эмэй («эмэйцюань»).

Для «ушу» характерно многообразие форм и видов. «Ушу» подразделяется и по методам ведения боя, и по способу нанесения ударов, и по используемому виду оружия. Виды оружия в «ушу» практически неисчерпаемы. Применяются мечи, пики, шесты, секиры, копья, топоры, лопаты и даже коромысла. В Шанхае я видел, как один из спортсменов ловко орудовал самым обычным зонтиком от дождя.

Существует школа дальнего боя («чанцюань») и школа ближнего боя («дуаньцюань»). Особенности «чанцюань» заключаются в плавности и естественности движений, четкой ритмике, быстрых, но сильных ударах. «Дуаньцюань» отличает атакующий характер, быстрые, острые и безжалостные удары. В системе ближнего боя есть разновидность, которая носит название «искусство обороны с земли» («диканьцюань»). Спортсмен ловко падает на землю, увлекая за собой противника, переворачивается, катается по земле, нанося удары ногами.

А вот южную школу — «наньцюань» отличает сила наносимых ударов руками. Для большей концентрации силы удары обязательно должны сопровождаться выкриками. Чемпионка Китая в этом виде борьбы Ван Хуэйчжень наносит такие мощные удары, что может вступать в единоборство сразу с несколькими противниками.

Есть направления «ушу», в основу которых легли повадки и движения животных и насекомых: обезьяны, орла, змеи, богомола и т. д. Есть даже такой вид «ушу», когда имитируются движения подвыпившего человека. Шатающаяся походка, неуверенные движения обескураживают противника, но в нужный момент спортсмен собирается и наносит серию точных и стремительных ударов.

Но «ушу» — это не только и не столько тренировка мышц и умение ловко обращаться с оружием защиты и нападения. Это еще и концентрация всех внутренних резервов организма, нервной системы, органов дыхания, кровообращения и т. п., помноженная на тренировку, координацию движений, глазомер, гибкость.


Китай — родина Панды

«Ушу» считается в Китае не только национальным видом спорта, но и видом искусства. На эстраде, в цирке часто демонстрируются сложные и красивые упражнения «ушу». Создан ряд кинофильмов исторического и приключенческого характера, многие сюжеты которых построены на использовании борьбы «ушу». В одном из таких фильмов — «Шаолинский монастырь» — с успехом снялся абсолютный чемпион Китая по «ушу» Ли Ляньцзе (прим. bolun.ru — сегодня мы его знаем как известного голливудского актера по имени Джет Ли.)

Одной из разновидностей «ушу», наиболее распространенной в народе, является «тайцзицюань». Это скорее дыхательная гимнастика, чем вид борьбы. Хотя упражнения «тайцзицюань» предполагают наличие противника, но он носит условный характер, и эту борьбу в Китае часто называют «борьбой с тенью».

Одним из родоначальников «тайцзицюань» в Китае принято считать Ци Цзигуана (1528—1589 гг.).

Родился Ци в провинции Шаньдун в семье военного и с детства увлекся военным делом. Еще мальчишкой он часами наблюдал за обучением солдат, а потом лепил из глины солдатиков, расставлял их в боевые порядки и устраивал баталии. Когда Ци служил в армии, на столицу напали враги. Ци Цзигуан проявил недюжинные способности по отражению противника и личную смелость. На основании, так сказать, «практических занятий» он был произведен в соответствующий воинский чин и получил назначение в провинцию Чжэцзян. Провинция эта считалась «горячей точкой». Прибрежные районы провинции являлись объектами регулярных опустошительных набегов японцев. Дело усугублялось тем, что отражать эти набеги было практически некому, так как местное население вело непрекращающуюся междоусобную войну. Правительственные войска, набранные в других провинциях для защиты от японцев, занимались главным образом грабежом и мародерством. Не случайно в старом Китае бытовала пословица: «Хорошее железо не пустят на гвозди — хороший человек не пойдет в солдаты».

Ци Цзигуан решил избавиться от никчемных наемников и создать собственную армию. Поскольку речь шла о защите родных очагов от японцев, прекратились междоусобицы в провинции, и он получил возможность организовать патриотически настроенную и сплоченную армию. Нужно было ее обучать. И здесь молодой генерал проявил способности, которые позволяют говорить о нем как о выдающемся военачальнике своего времени. Ему принадлежит ряд нововведений: он учредил новый порядок ведения боя для небольших отрядов пехоты, которые называл «неразлучные друзья». В отряд входило 12 человек. Они использовали различные виды оружия: копья, мечи, щиты, луки. Ци придумал «лагерь колесниц», которые, встав в каре, преграждали путь противнику и служили прикрытием, из-за которого совершали дерзкие набеги «неразлучные друзья». Ци Цзигуану принадлежала идея установления бамбукового частокола против конницы противника.

Обученные и прошедшие хорошую школу, солдаты Ци Цзигуана наголову разбили японские отряды, вторгшиеся в Чжэцзян. Тогда решили перевести талантливого генерала в столицу на должность заместителя главнокомандующего. Однако боевой генерал, который обращал в бегство целые армии противника, оказался бессильным перед кучкой коварных царедворцев, боровшихся за чины в императорском дворце. Путем хитроумных интриг они добились отставки генерала Ци.

И, наверное, он был бы забыт, если бы не одно обстоятельство. Ци Цзигуан написал книгу, которая поставила его в один ряд с известными деятелями китайской истории. Он назвал ее «Новая книга о службе и дисциплине». В ней речь шла о системе атлетической и психологической подготовки воинов. Это и были знаменитые упражнения «тайцзицюань».

«Полноценным солдатом может стать только тот, кто путем регулярных тренировок добился морального и физического совершенства», — считал Ци Цзигуан. Для этого он рекомендовал особые упражнения. В своей книге Ци не только описал эти упражнения, но и дал большое количество иллюстраций и комментариев.

Главным принципом этих упражнений «является сочетание противоположных начал: твердости и мягкости, силы и слабости, скорости и заторможенности».

Занятия «тайцзицюань» требуют, чтобы до и после максимально быстрых движений выполнялись движения до предела замедленные. Еще одним принципом «тайцзицюань» является, как отмечают китайские специалисты, «спокойное сердце и сосредоточенный ум», что позволяет успокоить нервную систему, координирует работу различных органов человека.

Расслабленность всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные дугообразные движения — все это можно видеть, наблюдая за тренировками спортсменов.

В Китае миллионы людей занимаются этим видом гимнастики. Как считает китайская медицина, она оказывает не только положительное влияние на организм, повышает его тонус, способствует бодрости и хорошему настроению, но и оказывает целительное действие на такие болезни, как неврастения, невралгия, гипертония, гастриты, болезни сердца, артрит, диабет.

В стране немало профессиональных тренеров, еще больше—любителей. С одним из таких патриотов этой гимнастики я познакомился в Шанхае, на набережной, где каждое утро собираются сотни, если не тысячи, поклонников этого вида «ушу».

Зовут этого человека Ци Жунгуань. Он обучает гимнастике всех желающих. Вокруг него всегда много учеников. Ци показывает несколько упражнений, самых простых, с которых начинается цикл занятий: плавные движения руками, как будто спортсмен что-то поправляет в своем туалете, медленный поворот тела, также плавно скользят ноги, одетые в мягкие удобные тапочки. Но вот какое-то неуловимое для глаз молниеносное движение, и спортсмен снова стоит неподвижно, но уже в другой позе, и начинается новая вязь плавных, скользящих движений.

— Главное, — поясняет почтенный Ци, — полное расслабление, освобождение на время занятий от всех забот, концентрация внимания и мыслей только на упражнениях.

— Следи за дыханием, — говорит он молодому человеку, — и сними напряжение с пальцев. Все части тела должны быть расслаблены, для того чтобы в нужный момент сжаться в стальную пружину.

После разминки группа приступает к коллективным упражнениям. Выглядит это довольно необычно.

В центре огромного города под «аккомпанемент» автобусов и автомобилей, перекрываемый гудками барж и пароходов, среди спешащей по делам плотной городской толпы, как бы бросая вызов всей этой суматохе, группа людей с сосредоточенными и отрешенными лицами, демонстрируя движения, пришедшие из глубокой древности, как бы плывет в утреннем шанхайском тумане.

Время приближается к восьми утра. Закончив занятие (длилось оно около часа в общей сложности), ученики деловито собираются, и кто на велосипеде, кто на автобусе, кто просто пешком отправляются по своим делам: на работу, учебу, службу.