Зачем русские цари и князья перед смертью постригались в монахи - Советы для женщин на все случаи

ЛЭТУАЛЬ

Зачем русские цари и князья перед смертью постригались в монахи

Когда на Руси умирал воин, крестьянин, монах или ремесленник — иными словами, рядовой житель, согласно православному похоронному обряду его отпевали, чтобы помочь его душе держать ответ в ином мире за содеянные в течение жизни грехи. Однако последние дни представителя власти или аристократии были сопряжены также с еще одним ритуалом -пострижением в монашество. Таким образом, власть имущие представали перед Господом, обладая определёнными льготами. Это делалось не для того, чтобы и в смерти подчеркнуть их могущество, а, чтобы смягчить тяжесть невольных грехов тех, кого называют вершителями судеб.

При принятии схимы человек получал иное имя — монашеское, и оно обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.

Принятие схимы как заимствованный византийский обычай

Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших постриг.

Однако пострижение в схиму практиковалось также при переворотах и свержении императоров, особенно у венецианцев и генуэзцев, которые жестоко враждовали между собой: каждая сторона старалась получить влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.

На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050 году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. В отличие от византийских правил на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.

Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский

Великий князь Александр Ярославич правил в то сложное для Руси время, когда над страной, состоящей из уделов, периодически нависала опасность гражданских распрей, а также наседали татары с Востока и католические крестоносцы Ливонского ордена с Запада. Перед ним встала задача выбора пути для всего государства, и глубоко религиозный Александр избрал Восток, произнеся свою знаменитую фразу о том, что никто не приносит большей жертвы, чем положивший душу «за други своя». Это означало: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.

Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, он даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также распространено было христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.

Александр стремился удержать страну в едином кулаке. Он посадил править в Великом Новгороде своего старшего сына Василия. Но последний принял участие в восстании против княжеской власти. Александр подавил бунт и расправился с советчиками сына, отрезав им носы или выколов глаза. Самого Василия он проклял и лишил права наследования. Его отлучение от власти привело к тому, что третий сын Невского Андрей пошёл войной на второго, Дмитрия; звал на Русь татар и вверг страну в пучину войн и погибели.

Таковы были некоторые деяния Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей и те, кто правит, действительно нуждаются в дополнительной защите перед Богом.

Великий князь Александр Невский умер, когда возвращался из Орды. Ему было всего 42 года. Он успел принять схиму и был пострижен с именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу после смерти, но канонизировали только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.

Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. При советской власти монастырь переделали под отделение милиции, раку передали в местный музей, а мощи Александра были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Успение Богородицы, худ. Фра Анджелико

Пострижение женщин из семей высшей знати

Многие княгини добровольно постригались в монахини после смерти мужа, но тем не менее продолжали участвовать в светской жизни. Вспомним хотя бы трагическую судьбу семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли во время эпидемии чумы. Он тоже заразился, когда целовал их перед погребением. Симеон был пострижен с именем Созонтий, а его вдова Мария впоследствии приняла постриг с именем Фотиния. Однако Мария-Фотиния не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия помогала в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий и даже в организации строительства первого каменного Кремля.

Первым примером насильственного пострига на Руси стала история жены Василия III Соломонии Сабуровой, которую царственный муж сослал в монастырь за бездетность. Хотя кто из них страдал эти недугом — большой вопрос: во втором браке Василия с Еленой Глинской тоже четыре года не было детей, а об амурных похождениях Елены с князем Телепнёвым-Оболенским знала вся Москва.

Пострижение и власть

Иван Грозный отправлял надоевших жён в монастырь одну за другой.

А в Смутное время в монастырь ссылали как в тюрьму, считая, что монах — не конкурент. Таким образом Шуйские избавились от родственника Рюриковичей — боярина, богача и щёголя Фёдора Романова. Его постригли с именем Филарет. Однако жизнь повернулась так, что этот человек именно в статусе монаха обрёл высшую власть на Руси. По окончании Смутного времени царём был избран его сын — 16-летний Михаил Романов. А Филарет стал при нём патриархом и вершителем судеб страны. Именно благодаря его политическому таланту страна сумела восстановиться после Смутного времени и обрести ещё большее величие.

источник