Особенности аренды маленького офиса
Аренда офисных помещений небольшого размера вошла в число наиболее заметных тенденций рынка коммерческой недвижимости в кризисные годы. Стремление арендаторов оптимизировать расходы и возросший спрос на «пакетные» предложения аренды офисных и производственных или складских площадей сделали маленькие офисы одним из самых востребованных форматов.
Обычно при появлении потребности в рабочем пространстве молодые компании и небольшие предприятия делают выбор в пользу коворкингов. Однако на определенном этапе развития предприятия, когда оно из «гаражной компании» становится субъектом хозяйственной деятельности, неизбежно возникает необходимость в получении юридического адреса. При этом, большинство пространств формата коворкинга исключает предоставление юридических адресов арендаторам, поэтому аренда небольшого офиса может быть оптимальным вариантом для реально действующей небольшой компании или стартапа. Кроме того, аренда небольших офисных блоков востребована среди предприятий, которые заинтересованы в складских или производственных площадях, оборудованных комфортными местами работы административного персонала.
До недавнего времени аренда офиса в коворкинге минимальной площади зачастую оказывалась непростой задачей, поскольку такой формат помещений крайне редко встречался в числе предложений собственников и управляющих компаний. Однако переход спроса в число определяющих факторов рынка коммерческой недвижимости в кризисные годы сформировал благоприятные условия для роста сегмента микроофисов. Комнаты в бизнес-центрах площадью 20-40 квадратных метров вполне реально найти в числе экспонируемых предложений в настоящее время.
С технической и организационной точек зрения аренда маленького офиса аналогична другим форматам рынка коммерческой недвижимости. Чтобы арендовать офис, необходимо выбрать оптимальный вариант из числа подходящих предложений и заключить договор аренды, по возможности регулирующий все аспекты взаимодействия арендатора и арендодателя.
В числе возможных недостатков аренды микроофисов, очевидно, можно упомянуть относительную дороговизну формата. Арендная ставка и стоимость дополнительных услуг в пересчете на один квадратный метр для арендаторов небольшого офиса, скорее всего, будут выше, чем в других сегментах. Но именно это определяет довольно высокую доходность инвестиций в развитие сегмента и создает благоприятные условия для его роста.