Любовь и монобровь: наложницы, евнухи и рабыни в гареме глазами их богатого хозяина
Наложницы, евнухи и рабыни в гареме глазами их богатого хозяина
В конце XIX и начале XX веков Персия представляла собой причудливую смесь старого и нового. Последние западные достижения соседствовали с гаремами, евнухами и невольниками. Мир, запечатленный на фотографиях того времени, совсем не похож на то, что мы представляем.
О Фабби. «Лежащие девушки»
«Лента.ру» заглянула в архив Women's Worlds in Qajar Iran и выбрала самые интересные кадры: любовь и монобровь.
Фотографии: Institute for Iranian Contemporary Historical Studies
Последние шахи династии Каджар изо всех сил пытались модернизировать страну. Инженеры из России строили телеграф, французы обучали армию, в Тегеране появились аэропланы — в тот момент последнее слово техники. Пилоты, конечно, были сорвиголовами, но девушка в парандже и грязных туфлях, по-хозяйски облокотившаяся на самолет на этом снимке, смотрится не менее лихо.
Шах Насер ад-Дин, который правил Персией во второй половине XIX века, с юности увлекался фотографией. Он устроил во дворце собственную фотостудию и назначил первым придворным фотографом Антона Севрюгина из России, у которого имелось фотоателье в Тегеране. Севрюгин снимал шаха и придворных, но в женскую половину дворца путь был закрыт. Свой гарем Насер ад-Дин фотографировал лично.
В Персии тех лет телеграф, аэропланы и фотоаппараты уживались со средневековыми порядками. Многочисленным женам и наложницам знати прислуживали евнухи и невольницы из Африки и с Кавказа. Рабство запретили только в 1929 году, после свержения династии Каджаров.
Гарем Мозафереддин-шаха, сына и преемника Насера ад-Дина, не имеет ничего общего с фантазиями европейцев, начитавшихся восточных сказок. Это не «Тысяча и одна ночь» — никаких полуобнаженных девиц и танцев живота. Больше похоже на мирный семейный портрет: женщины чинно смотрят в объектив, озорные дети забрались под стол.
Дочь шаха Насера ад-Дина, круглолицая красавица Ахтар ад-Даула, позирует со служанками. Во второй половине XIX века персидские представления о красоте — как женской, так и мужской — заметно отличались от европейских. Знатные девушки не стремились похудеть и щеголяли пышными бровями, а порой и легкой растительностью на лице.
Группа женщин с козой в андаруни (внутренних покоях) дворца шаха. Покрывала на их головах удивительным образом сочетались с мини-юбками, которые вызвали бы скандал в любой европейской столице того времени.
Любимая наложница часто появляется на фотографиях, которые делал Насер ад-Дин, причем всякий раз в новом наряде — то в персидской юбочке, то в европейском платье, то в японском кимоно. Девушка была черкесской красавицей и, скорее всего, рабыней.
Внучка шаха Исмат аль-Мулюк и ее родственницы строят рожи перед камерой. В Instagram и не такое увидишь, но в XIX веке с фото не шутили. Чтобы снимок удался, людям приходилось несколько минут неподвижно сидеть перед камерой с постным лицом. Но принцессам закон не писан, особенно в тех случаях, когда под покрывалом камеры прячется собственный дедушка.
Другая фотография Исмат тоже не вполне серьезна. Она стоит рядом со своей сестрой Фахр аль-Тадж, а их отец, зять шаха, валяется под стулом.
Рядом с внучкой шаха Фахр аль-Тадж на скамейке прикорнула ее мать — дочь шаха Насера ад-Дина Исмат ад-Даула.
Другая внучка шаха — Исмат аль-Мулюк с козочкой на руках рядом с мужем.
Музыканты и танцы в городе Сельмас.
Несмотря на традиционную одежду и покрывала на голове, девушки в женской школе изучают самую передовую науку того времени, а класс оборудован микроскопами — недешевое удовольствие. На другом фото школьницы одеты уже в европейское платье.
Свадьба.
11.08.2018