Лаконичненько. 7 слов, которые пришли к нам из Древней Спарты
О Спарте знают все, но знания наши часто питаются легендами. Кто только не использовал отобранные в своих интересах образы и законы спартанцев: от итальянских гуманистов до германских нацистов. Вот, что должен знать о Спарте каждый человек.
Лаконика
Это территориальное историческое название Спарты, под которым его знали еще предшественники спартиатов. Синонимом Лаконики является также Лакедемон. Это мифологическое название области на юго-востоке Пелопоннеса. Лакедемоном в мифах звали сына Зевса и плеяды Тайгеты, которому принадлежала эта земля. У него была жена Спарта, и дети Амикл – царь Спарты и Эвридика – царица Аргоса. В ранней мифологии Тайгета ассоциируется с Артемидой, так что культ Артемиды был основным в Спарте. Прежде страной владел царь Эврот – отец Спарты, он и завещал Лаконику зятю – одновременно родному брату, который назвал ее позже в честь жены, одновременно являвшейся его племянницей. Из всех этих мифологических хитросплетений у Спарты и получилось три синонимических названия: Лаконика, Лакедемон и собственно Спарта. По преданию дорийское племя под началом Гераклидов Темена, Кресфонта и Аристодема в союзе с этолийцами завоевало большую часть Пелопоннеса, и Спарта досталась двум сыновьям Аристодема – Агия и Эврипонта, которые поочередно царствовали там. Сначала Аргос был мощнее Спарты, но постепенно спартанцы завоевали и Аргос, и земли, оставшиеся за ахейцами – Амиклы, Фарис, Геронфры и Гелос.
Спартиаты
В быту мы привыкли слышать слово «спартанцы», но оно определяет скорее всех жителей Спарты, что не совсем верно. Спартиатами были потомки завоевателей Лаконики. Они были наделены землей, не занимались земледелием и прочим трудом, и жили в городе Спарте как в военном лагере, государстве в государстве. Кроме спартиатов в Лакедемоне жили периеки – потомки прежних жителей Лаконики, главным образом, ахейцев. Они были лично свободны, владели землей, но не имели политических прав и должны были платить подать спартиатам. На войне они вставали отдельно от спартиатов, при этом в периеках выделялись скириты – горцы, они всегда занимали почетное место на левом фланге. Наконец, бесправные граждане – илоты. Это потомки жителей Лаконики, которые долго сопротивлялись спартиатам и поэтому были обращены в рабство. Они были де-юре собственностью государства и работали на спартиатов как крепостные и обслуга, в том числе на войне.
Илотов с периеками было в разы больше чем спартиатов, поэтому в Лаконике действовала тайная полиция – криптия, которая следила, не замышляют ли чего не граждане. Илоты могли покупать свободу, и тогда превращались в отдельную группу – неодамодов, которые были ниже периеков. Иногда мальчиков – периеков или илотов брали на воспитание как спартианцев, и тогда они получали или свободу, или даже гражданские права. Их называли мофоны. Скорее всего, они были чаще всего незаконнорожденными детьми граждан и периеков или илоток.
Эвномия
Так звали дочь Зевса и Фемиды, богиню благозакония и благопорядка. Ее имя стало и определением для лучшего государственного правления. Законы Спарты связаны с именем Ликурга. Это самый великий государственный деятель Спарты, есть даже легенда о его божественном происхождении, а некоторые ученые считают и его личность легендарной. Он действовал, скорее всего, в IX веке до н.э. И ему приписывают создание всей законодательной системы, которую он перенял на Крите. Ликург сохранил власть двух царских линий, далее шла герусия — совет старейшин из 30-ти участников, далее – ежемесячное народное собрание из всех граждан старше 30-ти лет — апелла, которая утверждала или отменяла решения герусии. Позднее появилась коллегия из 5 эфоров, она осуществляла высший надзор. Ликург законодательно запретил накопительство и роскошь.
Вот, что пишет об этом Ксенофонт: «Все спартиаты — бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек подвергаются военной муштре в агелах. Приобретательство лишено в Спарте всякого смысла».
Агоги
Это слово также в некоторых книгах пишется как агоге или агогэ — ἀγωγή на греческом. Музыкантам и литературоведам оно известно как поддержание темпа в музыкальном или поэтическом произведении. А в Спарте означало то же самое, но в воспитании человека. Поэтому семья в Спарте была поистине «ячейкой общества», и целью брачного союза было одно – доставить государству побольше здоровых граждан, желательно мальчиков. Так что за безбрачие, поздний или неравный брак взимались большие штрафы, напротив, отец трех мальчиков освобождался от военной службы, а четырех – от всех гражданских повинностей. Повиновение всем правилам обеспечивалось очень просто – только прошедший все ступени государственного воспитания получал, в 30 лет, все гражданские права спартиата. Это не касалось только царских семей. Мальчики с 7 лет поступали в так называемые стада – агелы и буаи, под начальство старших, но еще продолжающих учение 20-летних буагоров и взрослых педономов. С 7 до 30 лет проходило непрерывное военное обучение спартиатов.
Пирриха
Молодые спартанцы много плясали — это использовалось для развития ловкости. Особенно любили военные пляски пиррихи — в полном вооружении, под флейты и пение, которые представляли различные виды битвы. С 7 до 30 лет у мужской части населения была одна цель – стать хорошим воином. С 12 лет мальчики ходили зимой и летом только в коротком плаще трибоне, босиком, спали на тростнике, и жили постоянно впроголодь, из-за чего часто воровали. При этом если воровство было успешным, детей не наказывали, так как это свидетельствовало о ловкости. Молодых людей секли как за провинности, так и в инициационных целях в праздник Артемиды Орфии. Кто не кричал и не просил пощады, становился более уважаем. Главными занятиями молодежи были бег, плавание, борьба, метание диска и копья, разные игры, охота. Интересно, что чрезмерное увлечение атлетикой и занятие, например, кулачными боями запрещалось, так как целью было – получить хорошего здорового воина, а не спортсмена.
Эспнилас
Это слово можно перевести как «вдохновитель». И так называли старшего друга-наставника юных спартиатов. Дружба зрелых и пожилых спартиатов и еще не созревших до гражданского возраста была крайне распространена, разве что не учреждена. Эта традиция, как и многие другие спартанские правила, перешла в Спарту с Крита. Особенно ее значение было велико из-за того, что спартиаты не уделяли внимания интеллектуальному воспитанию, и считали, что умственное развитие приобретается в жизни без преподавания. Мальчики присутствовали на разных встречах взрослых, где слышали то серьезные обсуждения общественных дел, то рассказы о славных подвигах, то веселые шутки и остроумные насмешки. Так они приучались быстро, ясно и кратко излагать свои мысли, к удивлению болтливых греков, которые даже назвали это умение «лаконичностью» — от страны Лаконики.
Юнекократия
В современном греческом это значит феминизм. А тогда так называли общества, где женщины пользовались слишком по тем временам большой свободой и уважением. Именно так обстояли дела в Спарте. Женщины мало занимались домашними делами, так как всем спартиаткам полагалась обслуга – илоты, и активно участвовали и в политике, и в обсуждении военных дел. Девицы присутствовали на состязаниях юношей, подбадривая их насмешками. Если муж или сын оказывались трусливыми, они могли отказаться от них. Воспитанию девиц как будущих производительниц хорошего потомства также уделялось много внимания и сил. Они учились в своих гимнасиях, где также много занимались физкультурой, а также музыкой и пением – спартанцы очень ценили гимны и марши дорийского порядка. Спартанки отличались красотой, здоровьем и пользовались уважением во всей Греции.
Источник: интернет-журнал «Русская семерка»