Как клиенты выбирают логопедов и как стать востребованным специалистом?
Количество речевых нарушений у детей и взрослых велико, и логопеды очень востребованны. Но и клиенты требовательны и тщательно подходят к выбору специалиста. Как люди подбирают логопеда, на что обращают внимание и как сформировать имидж мастера своего дела, к которому выстраиваются очереди?
На что обращают внимание клиенты при выборе логопеда
Клиенты принимают во внимание несколько факторов, включая репутацию логопеда.
1. Уровень профессиональной подготовки и стаж.
2. Профессиональное развитие. Наличие у логопеда коммунарка удостоверений о повышении квалификации свидетельствует, что специалист совершенствуется и осваивает новые подходы. Даже если вы занимаетесь частной практикой и ни перед кем не отчитываетесь, желательно повышать квалификацию каждый год.
3. Опыт работы с конкретными нарушениями. Получив диплом, логопед теоретически может работать с любыми проблемами. На практике каждый специалист со временем выбирает определенную категорию клиентов.
4. Сотрудничество со смежными специалистами. Логопеды объединяются в команды с дефектологами, психологами, нейропсихологами. Если ребенку требуется помощь нескольких специалистов, удобнее, если они будут иметь возможность разработать совместный план действий.
5. Отзывы и рекомендации. Имеют значение не просто отзывы, а опыт людей с похожими проблемами, которым помог специалист.
6. Стоимость. Высокая цена не всегда служит гарантией профессионализма. А если вы только начинаете, честно признайтесь в этом и сделайте более низкую цену на свои услуги, компенсируя недостаток опыта добросовестным подходом.
7. Локация. Удобно, если кабинет логопеда находится рядом со станцией метро или остановками общественного транспорта с большим выбором маршрутов.
► Как сформировать образ логопеда и стать востребованным, если вы решили начать частную практику?
Что должен уметь логопед?
К логопеду часто обращаются, не зная точных диагнозов. Поэтому крайне важно уметь определить вид речевого нарушения и его возможные причины. С этой целью пациент проходит диагностику и консультируется с врачами. После ознакомления с медицинскими выписками проводится логопедическое обследование и составляется план коррекции.
Логопед должен ответить на вопросы: какие именно направления, методы и приемы коррекционной работы выбрать для конкретного пациента, каких результатов возможно достичь, сколько занятий потребуется. Конечно, есть сложные проблемы, работать с которыми требуется годами, но промежуточные результаты логопед назвать обязан. Пусть не в первый день, а после нескольких занятий. При этом оценивать тяжесть проблемы и давать прогнозы следует осторожно, учитывая, что даже легкие нарушения могут быть следствием заболеваний центральной нервной системы, несформированностью или недостаточным развитием внимания, памяти, мышления, восприятия.
Важно адекватно оценивать свой опыт и умения. Логопед, выбравший для себя узкую специализацию (по виду проблем, по категории или возрасту пациента), будет более профессиональным, чем тот, кто хватается за каждое предложение.
Логопед работает с человеком, и ему не обойтись без умения найти общий язык с пациентом, особенно с ребенком. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо установить контакт и настроить на взаимодействие. Особенно сложно, если у ребенка СДВГ, РАС или нарушения поведения, в этом случае логопеду будет полезно знание психологии.