Как добиться повышения зарплаты
Как вести переговоры о зарплате с руководителем, чтобы повысить свой доход, не меняя работодателя.
Предотвращая залпы негодования о том, как мы смеем говорить о повышении зарплаты, когда экономика в стагнации, и прочие эмоции, смеем заверить, что все не так плохо! Мы в этом уверены благодаря положительной динамике изменения средних зарплат за год в большинстве сферах деятельности и оптимистичному настроению работодателей. Поэтому давайте договоримся на берегу: задача «добиться повышения зарплаты» реально выполнимая.
Бесспорно, вести переговоры о зарплате во время трудоустройства проще, чем во время работы — мы рассказывали о том, как лучше обсудить зарплату на собеседовании. Но даже будучи давно трудоустроенным можно повысить свой доход, не меняя работодателя.
Но, всё же, «добиться», а не «само собой получить». Как добиться желанного пересмотра зарплаты в сторону повышения — подробно рассказывает наша статья.
Первое и главное — надо просить
В идеальном мире работодатель сам заранее понимает, когда человек работает хорошо и заслуживает повышения зарплаты, и инициирует прибавки к зарплате. Но в большинстве компаний все не так. Большинству людей не предлагают существенное повышение зарплаты, пока они сами о нем не попросят. Да, это может быть стрессом, но несколько минут дискомфорта могут серьезно и позитивно сказаться на вашей карьере.
Подготовьте письмо или тезисы для разговора с руководителем
Составьте письмо или пойдите беседовать лично к начальству. В письме или разговоре ясно укажите, что хотите зарабатывать больше, а также:
- спросите у начальника, доволен ли он вами, как работником, вашими результатами;
- укажите причину, по которой хотите зарабатывать больше (не обязательный пункт — будьте осторожны с личным);
- предложите свои варианты, как можете расширить обязанности или какую новую задачу взять на себя, чтобы увеличить доход;
- вспомните о своих достижениях на рабочем месте, успехах;
- спросите у руководителя, при каких обстоятельствах, по его мнению, вы сможете больше зарабатывать;
- укажите диапазон зарплаты, приемлемый для вас.
Самые важные пункты рассмотрим детальнее.
Вопросы руководителю
Начните с вопроса о том, как шеф оценивает вашу работу, насколько доволен результатами, которые показываете в последнее время, какую пользу приносите компании. Если вы услышите чреду недовольства в ваш адрес, тогда разговор о повышении зарплаты обречен. Обязательно «прощупайте почву» подобными наводящими вопросами, чтобы уверенно переходить к следующим этапам переговоров.
Только не личные причины
Никогда не аргументируйте необходимость повышения зарплаты личными причинами: кредиты, рождение детей, личные неурядицы — не то, что обычно во внимание берет начальник, когда определяет, сколько платить своему сотруднику.
Только ваши личные конкурентные преимущества в нынешних условиях работы в компании могут быть аргументами для пересмотра заработной платы. Задачи, планы, показатели — только так работает бизнес.
Понимание того, что происходит в бизнесе и в компании
Нужно для того, чтобы выбрать правильный момент для разговора. Если компания оказалась в некой кризисной ситуации, а у вас есть план её спасения и дальнейшего развития — самое время показать руководителю четко обоснованный выход с ситуации, в идеале с детальными расчетами. И если ваши планы совпадут с планами шефа, а то и вовсе станут находкой, то прибавка и, возможно, новая должность гарантированы. Даже в самые кризисные времена никакой здравомыслящий начальник не скупится на то, чтобы спасти или приумножить свое будущее.
Но в радужном плане «подумать за шефа» все же есть два риска:
- ваш шеф — наемник, а не собственник, и может почувствовать в вас конкурента;
- вы докладываете акционеру и при этом совсем не угадали его планы, тогда он может принять вас за идиота.
Достижения
Не стесняйтесь своих достижений, если они у вас есть. Это вопрос нашего менталитета — быть скромным и не высовываться. Но о достижениях уместно говорить всегда, если только не слишком навязчиво и не к месту.
Сделали что-то хорошо, что-то полезное, проявили инициативу, которая сработала — это и есть ваша сильная переговорная позиция для техники ведения переговоров «win-win», когда каждая из сторон понимает, что нужно на данном этапе пересмотреть условия работы, чтобы и дальше комфортно работать вместе.
Диапазон зарплат
Когда вы называете одну конкретную сумму, люди не всегда могут сразу её принять. Кроме того, есть фактор вежливости: начальник с меньшей вероятностью опустится сильно ниже предложенного диапазона, а вот когда вы озвучиваете конкретную сумму, таких моральных угрызений он испытывать не будет.
Когда вы услышите цифру, озвученную шефом, повторите её и выдержите паузу. Этот приём называется «передергивание». Этот метод даёт вам время подумать, готовы ли вы к такому повороту событий, и возможность чуток надавить на работодателя. Здесь, вероятнее всего, вы сможете подняться в оговоренном вами диапазоне зарплаты.
Растите профессионально
Помните, что на одной и той же позиции специалисты могут получать разные зарплаты. Уровень зарплаты будет зависеть только от умения вести переговоры и вашей профессиональности. Свою «крутость» нужно постоянно чем-то подпитывать, расти — она в силах прибавить уверенности в любом переговорном процессе. Определите, каких знаний вам не хватает, чтобы развиваться в рамках компании и в целом в сфере вашей деятельности, и просто черпайте знания.
Мы ведь все знаем, что зарядку нужно делать по утрам. А делают её единицы. Понимаете, о чём мы? Будьте в меньшинстве тех, кто не только знает, что нужно делать, но и делает это.
Научно обоснованные приемы, которые помогут добиться повышения
- О повышении лучше просить в начале дня. Исследование психолога Шеннона Колаковски, опубликованное в журнале Psychological Science, утверждает, что утром начальники пребывают в «более моральном» настроении, чем во второй половине дня. Эта «утренняя моральность» может подтолкнуть начальника к тому, чтобы дать вам то, что вы заслуживаете.
- Натощак. Исследование ученых из Корнельского университета и Дартмут-колледжа показало, что голод усиливает мотивацию и повышает ощущение, что вы заслуживаете какой-то награды, будь то пища, деньги или повышение.
- А также ближе к концу недели — в четверг или пятницу. По данным психологов из Университета Макгилла, опубликованных в журнале Psychology Today, в начале недели мы более сфокусированы на том, чтобы добиться результата — это время ставить цели, назначать ответственных, организовывать работу, действовать продуктивно. А вот к концу недели ваш начальник вероятно будет более открыт к переговорам и компромиссам, поскольку ему хочется развязаться с делами до конца недели.
Помните, большинство работодателей готовы вести переговоры о зарплате, только первыми его не начинают. Если вы ценный сотрудник, с вами никто не захочет расстаться и тратить время и средства на то, чтобы найти и обучить другого кандидата. Будьте смелее, растите профессионально, и не забывайте, что есть способы развиваться практически бесплатно — главное желание и энтузиазм.