Малоизвестные факты о Белой гвардии
Белогвардейцы были одной из главных сил в гражданской войне в России. Какую-то информацию о Белом движении знает, пожалуй, каждый гражданин нашей страны. Тем не менее, некоторые факты до сих пор остаются неизвестны широкой общественности.
Грамоте не обучены
Если посмотреть некоторые произведения отечественного кинематографа, то кажется, что белогвардйецы — это сплошь «белая кость», дворяне и аристократы, не чета рабоче-крестьянскому люду Красной армии. Такая картина сильно прикрашена. Абсолютное большинство офицеров Белого движения вышли из разночинцев — непривилегированного сословия, представители которого не принадлежали ни к дворянам, ни к духовенству, ни к крестьянству или купечеству.
Как утверждают историки, ссылаясь на документы Академии Генштаба, далеко не все белогвардейские офицеры были обучены грамоте, многие показывали довольно посредственные знания в истории и географии, а также демонстрировали «отсутствие ясности мышления». Конечно, среди «белых» образованные и очень образованные офицеры, но миф о наличии в их жилах «голубой крови» не соответствует истине.
Из «белых» в «красные»
Многие белогвардейские офицеры не отличались идейностью, поэтому нередко сдавались в плен красноармейцам. Так, во время эвакуации Вооруженных сил юга России в Крым в марте 1920 года в плен попало около 10 тысяч офицеров армии генерала Антона Деникина и почти столько же колчаковцев.
При этом большая часть плен впоследствии была принята в Красную армию, которая остро нуждалась в квалифицированных кадрах. В связи с большим количеством желающих стать красноармейцами бывших белых офицеров большевики ввели квоту — среди командного состава рабоче-крестьянской армии экс-белогвардейцев должно быть не более 25 процентов. Лишних отправляли в тыл или на чтение лекций в военные училища.
Белогвардейский «Иуда»
В истории Белого движения есть свой главный предатель — французский генерал Морис Жанен. Во время отступление армии адмирала Василия Колчака на восток в декабре 1919 года Жанен пообещал верховному правителю России, что доставит его в безопасное место.
Вместо этого поезд с адмиралом 15 января 1920 года прибыл в Иркутск, где колчак был задержан чехами. Те выдали его эсерам и меньшевикам, а через них адмирал оказался у большевиков. В феврале он был расстрелян. «Генерал без чести» — такое прозвище получил Жанен за свое предательство.
Трагедия Северо-Западной армии
Северо-Западная армия под командованием генерала Николая Юденича осенью 1919 года вела упорные бои на петроградском направлении с целью захвата столицы. Не сумев достичь своих целей, «белые» в ноябре начали отступать в Эстонию. Там солдаты и офицеры были разоружены и отправлены в концлагеря.
Находившийся в гибнущей армии писатель Александр Куприн вспоминал, что военнослужащие несколько суток ночевали на голой земле при лютом морозе. Наличие крыши над головой в виде бараков и загонов для скота не слишком спасало положение: там не было кроватей и одеял, теплой одежды и уж тем более медикаментов.
В концлагерях, где содержались белогвардейцы, началась эпидемия тифа. По оценкам историков, от болезни погибло более четырех тысяч человек. Журналист Стефан Рацевич позже вспоминал как на кладбища мчались грузовики с «голыми скелетами», едва прикрытыми рваным брезентом.
Беспредельщик Анненков
Далеко не все участники Белого движения отличались аристократизмом, но были среди белогвардейцев и настоящие мясники. Самым известным из них был генерал Борис Анненков — командующий Отдельной Семиреченской армии.
Среди его «заслуг» — зверское подавление большевистского восстания в Павлорадском и Славогорском уездах. Однажды, захватив участников одного из крестьянских съездов, Анненков лично зарубил 87 человек. Было замучено много непричастных к восстанию людей, казаки Анненкова уничтожали целые села. Так, в Колпаковке было убито 733 человека, в Подгорном — 200.
При этом в отряде «главмясника» было немало наемников: китайцев, уйгуров и даже афганцев. После поражения Белого движения Анненков скрылся в Китае, однако в 1926 году выдан в СССР. Суд приговорил мясника к высшей мере наказания — расстрелу.
Кадр из фильма «Белая гвардия», 2012
Ничего святого
Принято думать, что экспроприацией (изъятием) церковных ценностей занимались только большевики. На самом деле приложили к этому руку и белогвардейцы. Хорошо известен рейд 7-8 тысяч сабель под командованием генерала Константина Мамонтова по тылам «красных» в районе Воронежа в августе 1919 года.
Кроме уничтожения солдат противника и его провианта, белогвардейцы хорошо прошлись по местным церквям. Газета «Приазовский край» писала, помимо прочего, что «мамонтовцы» везут с собой в качестве трофеев иконы в золотых окладах, церковные сосуды и другие ценности. Награбленного было так много, что Деникин создал специальную комиссию по учету трофеев. Икон насчитали 250 штук, остального церковного имущества потянуло на шесть больших ящиков.