Крики при родах: кто кричит и на кого кричат? - Советы для женщин на все случаи

ЛЭТУАЛЬ

Крики при родах: кто кричит и на кого кричат?

Недавно прошедший флешмоб #насилие_в_родах обозначил проблему, о которой, как оказалось, многим женщинам есть что поведать. Как кричали они сами, как грубо относился к ним персонал, какие слова пришлось услышать. Мы постарались разобраться в отношении к роженицам и их крикам в родовом отделении.

Мне запрещали кричать в родах

Немало отзывов о прошедших родах сопровождаются рассказами о том, что врачи и акушерки запрещают кричать во время родов, буквально стыдят за производимые звуки. Как же так, ведь больно же, неужели будущей маме нельзя даже пикнуть, а все надо терпеть молча?

«Моей соседке по родблоку акушерка прямо нотацию прочитала, что ей рожать надо, а она орет и никому спать не дает. Что это, они же на работе, а человеку больно! Хорошо, что у меня все быстрее прошло и тише.»

«Они там шутят еще, что это, говорят, она кричит? А, ну ей, наверное, больно. Черный юмор такой, не очень-то помогает рожать.»

«Я орала так, что у меня все поры на лице очистились, честное слово! Вот полгода уже прошло, кожа гладкая, как яичная скорлупа. А у моей соседки по палате наоборот, все сосуды в глазах полопались, ходила как вампир.»

«А они мне: «Что орешь-то! Тут не стадион, давай потише рожай!» Как потише, когда я от боли на стенку лезу и волосы на голове повырывала?!»

Крики и стоны — естественное сопровождение боли. Однако родовые боли и боль от травмы или болезни отличаются физиологическим состоянием. Роды — это, прежде всего, работа тела и сознания. Врачи в родильных домах отлично умеют отличать, когда звуки, производящие роженицей, изматывают ее, лишают нужных сил или вызваны истерикой, а когда это естественная вокабуляция, помогающая пережить схватку. И запреты налагаются тогда, когда крики идут во вред матери и ребенку.

«У нас в отделении перед родами как-то было слышно через два этажа крики в течение нескольких часов. Девочки запереживали, пошли врачей спрашивать, почему так больно? Оказалось, там рожает совсем молодая мама, скрывавшая беременность и с самой первой схватки впавшая в истерику…»

«Я во второй раз видела, как акушерка рожавшую по попе шлепнула, и сильно. Та девочка с первыми родами пришла, ее и уговаривали, и успокаивали, а она все кричала и не слушала никого. В общем, ее пришлось шлепком приводить в чувство, она сразу как-то успокоилась и быстро родила.»

«Я в родах начала пропевать схватки, как на курсах учили, глубоко, от живота. Прибежала акушерка, спрашивает, что такое, у нас так еще никто не кричал. Я в перерыве объяснила, что вот такое пропевание помогает дышать правильно и схватки переживать, так меня похвалили и врачу потом рассказывали, какая сознательная поющая рожающая приехала!»

Почему кому-то удается петь, а кто-то не может совладать с собой и начинает впадать в истерику? В этом явлении виноваты три причины:

  • во-первых, женщины приходят в роддом в большинстве своем уже напуганные и в состоянии стресса и ожидания ужасной боли. Рассказы, подслушанные в детстве, слухи из интернета, чаще всего — неправильно интерпретированные, мешают адекватно воспринимать информацию и оценивать свое состояние. Страшно, что будет больно, а когда приходит боль — становится еще страшнее. Сделайте же что-нибудь!
  • «сделайте же что-нибудь» — это вторая причина. Родильные дома — клиники, где роженицам помогают воспроизвести на свет малыша. Никто не рассчитывает, что врачи будут ходить и поддерживать живот в течение беременности, а вот в родах просьбы «разродите меня», «родите его побыстрее» вполне можно услышать. Родоразрешение — большой и тяжелый труд, и он полностью выполняется самой будущей мамой, а специалисты рядом могут помогать, подсказывать, экстренно изменять сценарий родов, но родить за маму они не могут. Да и обезболивающее без причины не дадут: здоровье матери и малыша важнее, а родовая боль также зависит во многом от поведения женщины;
  • третья причина — гормональная. Физиологический процесс родов начинается с выделения гормонов, разных и в различных количествах. Природой задумано так, чтобы гормональный уровень, изменяющийся на разных стадиях процесса, помогал малышам рождаться, а матерям — проходить этот процесс с наименьшими потерями. Но в современных условиях химические соединения могут оказывать «медвежью» услугу, снижать адекватность роженицы, искажать ее восприятие и видеть вокруг врагов, раздающих грубые команды.

Чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты рекомендуют по возможности (и желанию) использовать услугу партнерских родов, устанавливать контакт с врачами заранее, изучать научную литературу и знать, какое влияние гормоны могут оказывать не только на шейку матки, но и на психическое состояние.

Кто все время плачет? Что все это значит?

Гормоны могут управлять нашим организмом практически наравне с психикой. Так, повышенная агрессивность мужчин — следствие эволюционно высокого, по сравнению с женской половиной, уровня гормона тестостерона. «Мягкость» и чувствительность женщин, опять-таки, в сравнении со средними показателями мужского населения, — последствия выработки эстрогена. А что происходит, если уровень гормонов внезапно нарастает или снижается так, как никогда прежде?

Относительно «легкий» случай — это предменструальный и климактерический синдромы у женщин. Повышенная раздражительность, слезливость, агрессия и сентиментальность — такой сложный «коктейль» получается в результате гормонов во время ПМС. Причем не каждая женщина ощущает это действие, но и не каждая может держать себя в руках и справляться с раздражительностью, а тем более со слезами, усилием воли. А во время родов?

Эндорфины

Первый гормон, который ассоциирует большинство с родами, — эндорфин. Эндорфины действительно могут помочь пройти родам почти безболезненно, это природные «гормоны счастья», схожие по действию с производными опиатов. Обезболиванием эндорфин не ограничивается: его действие помогает входить в легкий транс, концентрироваться на себе и своих ощущениях, а также усиливает сонливость. На поздней стадии родов женщина может успевать засыпать на несколько секунд перед схватками, и в критических случаях приходится ее будить.

Эндорфины же ответственны за торможение деятельности коры головного мозга: снижается критичность, способность воспринимать информацию и логично размышлять. Зачем это надо?

Окситоцин

Основная функция окситоцина в родах — стимулировать схватки. Именно этот синтетический гормон приходится вводить роженице, если схватки неэффективны и роды затягиваются. Но, помимо стимуляции гладкой мускулатуры, у окситоцина есть еще ряд «побочных» действий.

Окситоцин — гормон, который помогает материнской любви. Маленький, скукоженный, со сморщенной кожицей ребенок оказывается самым драгоценным существом на свете в том числе и благодаря зашкаливающим количествам окситоцина в крови матери: исследования доказали, что при повышении уровня этого гормона человек становится значительно мягче в реакциях, доверчивее, намного положительнее воспринимает всех окружающих.

Окситоцин также называют «застенчивым гормоном»: он плохо вырабатывается в условиях стресса и тогда, когда необходима усиленная мозговая деятельность (активизация коры головного мозга). Именно поэтому Мишель Оден так настойчиво утверждает, что роды должны протекать в молчании спутника и в уединенном месте: в противном случае у женщины не хватает гормонов для полностью самостоятельного физиологического родоразрешения.

Мишель Оден, французский врач-гинеколог

Вначале надо осознать вредное влияние рациональной речи — например, рассуждений о сантиметрах раскрытия шейки матки. Следующий важный шаг — прекратить задавать роженице вопросы, так как ее попытки ответить предполагают активизацию коры головного мозга.

Для того, чтобы понять, как разговор может повлиять на физиологию в случае родов, приведу аналогию с иной ситуацией, в которой кора также не активна — с половым актом. Вот пара, которая занимается любовью и находится на грани оргазма. И вдруг дама начнет спрашивать партнера, что ему хочется на ужин. Вне всяких сомнений, такая активизация коры исказит всю физиологию процесса.

Что произойдет, если в процессе «транса» под влиянием окситоцина женщину «разбудить» и попытаться ее побудить выслушать информацию, принять решение или действовать в соответствии с указанием врачей? Спутанность сознания, неадекватная реакция и снижение силы схваток гарантированы. А такое вмешательство практически всегда производится в ситуациях, когда требуется экстренные медицинские процедуры для сохранения здоровья мамы и малыша.

Гормоны стресса

Как ни странно, гормоны стресса — адреналин и норадреналин — в процессе родов также необходимы. Организм их выделяет сознательно на последних этапах, когда нужны силы окончательно родить, причем выделяет с запасом: исторически после родов женщине необходимо было не только дать ребенку появиться на свет, но и успеть убежать от возможных хищников, привлеченных запахом крови. Гормоны стресса так и называют «бей-или-беги».

В самом начале родов повышенный адреналин только мешает: подавляя выработку других гормонов, он способствует удлинению процесса родоразрешения. Недаром множество женщин отмечают начало родовой деятельности только тогда, когда важные дела перед родами оказываются завершены: тревога и суета, спутники стрессового состояния, проходят вместе с окончанием основных забот, уровень гормонов стресса снижается и руководство переходит к другим химическим соединениям.

Помогая на этапе потуг, гормоны адреналин и норадреналин не исчезают сразу же после родоразрешения, и с этим ничего не поделать. Хотя убегать от хищных зверей после родов уже не нужно, но уровень гормонов стресса так остается высоким. На этапе потуг он выражается в напряжении, страхе, агрессии, может вызвать озноб и тошноту. После родов наступает перевозбуждение, невозможность заснуть, особенно, если ребенок находится не рядом. Защитная реакция, выработанная тысячелетиями, заставляет мать быть подозрительной и беспокойной в первые дни, и эта тревога и внутреннее напряжение соседствуют со счастьем материнства и переживаниями после родового процесса.

Весь этот сложный химический процесс запуска выработки одних гормонов и прекращения других оказывает мощное влияние как на тело, так и на психику. Природе необходимо, чтобы будущая мама сначала очень расслабилась, предоставив организму делать свою работу, а потом — совершила усилие на последнем этапе и имела силы для борьбы или побега. И подобная смесь гормонов влияет на мам как в позитивном смысле, помогая отвлекаться от боли и напряжения, так и в негативном, особенно при наличии рядом «раздражителей», чаще всего — врачей и медицинского персонала, требующих в трудных ситуациях следовать правилам медицинской помощи.

Не мучай ребенка, рожай

Почему же врачи, зная особенности психических процессов рожающих, порой предпочитают отдавать команды, а не уговаривать и рассказывать, как надо и как не надо делать? Спрашиваем у опытного специалиста.

Комментарий эксперта

Наталья Майкова, педиатр, неонатолог

Природой заложено так, что роды — процесс естественный. То есть, теоретически каждая женщина имеет возможность самостоятельно выносить и родить ребенка, не обращаясь при этом за медицинской помощью. Причем у некоторых именно так и происходит. Некоторые женщины не обращаются к врачам, потому что не заботятся о своем здоровье и не думают о таковом у своих детей. Другие же не знают о своем положении, и начавшиеся роды становятся для них настоящим сюрпризом. А некоторые сознательно обходят стороной всех людей в белых халатах, потому что им просто-напросто не доверяют. Однако подавляющее большинство женщин подходят к беременности и родам со всей ответственностью и доверяют самое сокровенное людям с медицинским образованием, не рискуя стать жертвами естественного отбора.

Если спросить женщину о том, что самое главное в подготовке к родам, то многие ответят следующее: «Самое важное — это выбрать хороший роддом и желательно попасть к самому лучшему врачу». Но это очень большое заблуждение. Исход родов зависит в первую очередь от состояния здоровья матери и особенностей данной беременности, а также от того, как будет вести себя женщина на родах. Каким бы квалифицированным ни был врач, рожать предстоит именно самой женщине, а задача врача и акушерки — лишь направлять свою пациентку и следить за ходом родового процесса.

О роддомах часто ходят байки и страшные истории, о которых лучше не знать ничего людям со слабой нервной системой. Верить этим историям можно лишь отчасти, потому что до народа никогда не дойдет правда в полном объеме: на свет выходят лишь самые яркие факты, которые значительно преувеличиваются малозначительными, а порой и несуществующими подробностями.

Один из самых пугающих мифов о роддомах касается хамского отношения персонала, который всегда орет на рожениц. Как человек, работающий в роддоме и непосредственно присутствующий на родах, могу сказать, что это неправда. Были ли ситуации, когда персонал повышал голос на пациенток? Да, были. Например, ситуация, когда женщина в периоде схваток открывала окно родзала и начинала курить. Или ситуация, когда роженица вырывала из руки капельницу, кидалась судном в акушерок, пиналась и угрожала всем и каждому. Или, когда женщина поступала на роды пьяной в абсолютно неадекватном состоянии. Также очень сложно сдержать себя в руках в такой ситуации, когда женщина, которая уже родила голову, вдруг начинает вставать и перестает тужиться.

Есть и другие примеры из жизни. Но суть их в следующем: эмоциональный всплеск со стороны персонала всегда обусловлен такими ситуациями, когда есть прямая угроза жизни матери и плода (а то и самому персоналу), а простые уговоры уже не помогают или даже неуместны.

Многие женщины в воспоминаниях о родах употребляют такие фразы: «Ничего не соображала», «Все было, как в тумане» и т. п. Да, так оно и происходит, а причиной всего этого является многочасовая интенсивная боль. Боль не только нарастает в течение родов, но и меняет свой характер. Персонал родильных домов прекрасно знает такие особенности родов, поэтому основная стратегия общения с пациентками — это четкость и краткость. То есть, фраза акушерки громким голосом «Глубоко вдохни, прижми подбородок к груди и тужься!» — это не грубость и не хамство, это четкая команда к действию.

Личный опыт

Марина Халина, Бийск

Я в роддом пришла заранее, раньше на неделю, и столько криков наслушалась за это время от рожавших, кошмар… Когда мои роды начались, я не кричала только из-за стыда, а еще жалко было тех, кто ждет начала родов, как я ждала, а то больше испугались бы…

Я тихонько плакала, потом звала маму, потом врачей, постанывала, но не кричала. Мне в итоге поставили эпидуральную анестезию, и я как в бездну провалилась, помню, что спала, а меня тормошат и говорят, что я рожаю уже. Вот тут я пришла в себя и начался ступор.

Я была страшно напугана, меня трясло, хотелось убежать, я скрещивала ноги и отказывалась рожать, идти на кресло, отвечать. Тогда врач мне довольно грубо сказала, что я могу и дальше так продолжать, но внутри меня ребенок, ему труднее и больнее с каждой минутой, что я его мучаю, а надо быстро прийти в себя и начать трудиться!

В первый момент я обомлела от тона, а потом пришла в себя. Она молодец, у меня в голове просветлело и все прошло, как надо, сынуля родился! А я была эгоисткой. Мне до сих пор стыдно за такое поведение…

Комментарий эксперта

Наталья Майкова, педиатр, неонатолог

Почему врачей и акушерок нужно слушаться? Потому что они, в отличие от роженицы, адекватно оценивают ситуацию и понимают суть происходящего, они знают, как надо действовать и как не надо. А вот ежедневные мольбы женщин: «Сделайте мне кесарево!» в то время, когда уже почти родилась голова, очень отвлекают от процесса и персонал, и саму роженицу, потому что теряется драгоценное время.

К каким последствиям приводит неправильное и порой даже неадекватное поведение рожениц, которые настаивают на своем, не слушают персонал, не тужатся и сводят ноги в ответственный момент? Все последствия можно разделить на две группы:

  • травматического характера (как у матери, так и у ребенка);
  • гипоксического характера (нехватка кислорода).

Как именно все будет протекать у ребенка — однозначно сказать невозможно. Могут быть банальные кровоизлияния в кожу лица и склеры, которые не оставят никаких последствий. А может быть и тяжелая асфиксия, которая потребует немедленного оказания квалифицированной реанимационной помощи. Родовые травмы у ребенка тоже бывают различные по тяжести: от легкого перелома ключицы до серьезных параличей и порезов. Естественно, нельзя во всех таких исходах родов обвинять мать, ведь есть немало и других нюансов в родовом процессе. Но данные последствия все равно бывают в таких ситуациях, когда роженица так и не смогла довериться медицинскому персоналу родильного дома и сделать все так, как было нужно.

— — —

Истории в интернете или услышанные от знакомых, как правило, преувеличены. Однако бывает и правда, особенно в тех случаях, когда с точки зрения врачей мамочка вела себя совсем неправильно, а с точки зрения мамы — врачи не только не помогали, но и вредили. Чтобы избежать подобной однобокой правды, необходимо знать о том, что можно ожидать в родах, и доверять врачам. Неласковое обхождение, которого так опасаются будущие матери, в большинстве случаев вызвано только желанием помочь, и помочь очень быстро, когда вопрос о здоровье, а порой и жизни матери и ребенка решается в ближайшие минуты.

Текст: Екатерина Собжак

отсюда

12.11.2017