Самолет плюс корабль: как советского конструктора Ростислава Алексеева раздавило собственным изобретением — Советы для женщин на все случаи

Самолет плюс корабль: как советского конструктора Ростислава Алексеева раздавило собственным изобретением

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916—1980) — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов (КМ, «Лунь», «Орленок»). Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

Выдающийся советский конструктор Ростислав Алексеев по праву считается создателем первых судов на подводных крыльях. Именно благодаря ему в СССР появились всеми любимые «Метеоры» и «Кометы». Жаль, что жизнь Алексеева оборвалась из-за трагической случайности: конструктора раздавило собственное изобретение.

Подводные крылья для военных

Ростислав Евгеньевич Алексеев появился на свет в Новозыбкове Брянской области. Его отец был агрономом, а мать — учительницей. Вряд ли тогда Ростислав мог даже мечтать о том, что когда-нибудь он станет не только местной, но и мировой знаменитостью.

Однако в 1935 году Алексеев поступает на факультет кораблестроения индустриального института в Горьком. Уже в то время скоростные суда полностью захватили молодого специалиста. Недаром темой его дипломной работы оказалось легкое быстроходное судно на подводных крыльях.

В войну Ростислав Евгеньевич трудился на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Именно там он вместе с парой своих коллег и начал работу над первыми боевыми катерами на подводных крыльях. В 1945 году ими был создан катер, который развивал скорость более 68 км/ч.

Для обычных людей

Но война закончилась, и военные катера стали никому не нужны. Алексеев, который привык все делать сам, решил привлечь внимание властей к своему детищу и, сев за штурвал своего скоростного судна, отправился бороздить воды реки Волги. Инженер добился своей цели: руководство страны поручило ему работу над торпедным катером на подводных крыльях.

А в 1954 году произошло невероятное: Ростислав Алексеев начал трудиться над созданием первого судна на подводных крыльях, предназначенного для перевозки гражданских пассажиров. Через 3 года теплоход под звучным названием «Ракета» был представлен публике на фестивале молодежи и студентов в Москве. «Ракета» вызвала такой восторг, что вскоре один за другим на свет появились теперь известные всем «Метеор», «Комета», «Спутник» и другие суда, оснащенные крыльями.

Смерть

Несмотря на то, что сконструированные Алексеевым суда развивали немыслимую по тем временам скорость, инженер не оставлял надежду увеличить ее еще и еще. Так он начал «колдовать» над экранопланами — высокоскоростными аппаратами, которые летают над водой благодаря так называемому «экранному эффекту». В 1961 году был готов первый экраноплан «СМ-1». Испытания прошли успешно и вскоре на свет появились и другие суда «КМ» и «Орленок».

Как и в истории с «Ракетой», экранопланы решено было применять и для перевозки пассажиров. Новую модель подобного судна планировалось продемонстрировать на Олимпиаде в Москве. В середине января 1980 года для предварительных испытаний новый экраноплан начали спускать на воду. Алексеев, как обычно, находился в самой гуще событий и вместе со своими коллегами выкатил аппарат из ангара. В какой-то момент кто-то из них дал команду отпустить экраноплан для того, чтобы тот уже самостоятельно проследовал к реке. Однако пожилой Ростислав Евгеньевич не услышал крик, и изобретение погребло инженера под собой. Тем не менее Алексеев поднялся на ноги и даже трудился еще несколько часов. Но вскоре ему стало плохо, а 9 февраля конструктор скончался.

источник